Аннотация к рабочей программе по литературному чтению
«Начальная школа ХХI века» (2 класс)
Рабочая программа по «Литературному чтению» (предметная область «Филология») для 2 класса составлена на основе ООП НОО МБОУ«Школа№73» г.Н.Новгорода, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования; наоснове программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой с использованием примерной программы по «Литературному чтению» и авторских программ М.И.Омороковой, Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», с учетом межпредметных связей; логики учебного процесса, направленной на формирование образовательной среды способствующей нравственному, духовному воспитанию учащихся.
Цели программы по курсу литературное чтение во 2 классе:
- формирование читательской деятельности:
-овладение литературными представлениями и знаниями;
-освоение культуры речи.
Задачи программы по курсу литературное чтение во 2 классе:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Планируемые результаты освоения учебного предмета литературное чтение
-формирование необходимого уровня читательской компетентности;
-овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
-умение пользоваться словарями и справочниками;
-умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану,
-составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;
-умение декламировать стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Содержание курса «Литературное чтение»
2 класс
Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствования техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Этот год обучения предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.
Продолжается знакомство с авторской литературой и дети знакомятся с жанром рассказа. Расширяется представление учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Развивать умение выразительного чтения.
Формировать умения критически оценивать собственное чтение вслух.
Формировать умение читать про себя.
Формировать умение писать письма (учиться отвечать на письма).
Развивать умение различать тему и основную мысль произведения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Народное творчество
Сказки о животных. Общее представление. Разница характера героев-животных.
Волшебные сказки. Противостояние волшебного и земного как сюжетный стержень волшебной сказки. Особенности построения волшебной сказки.
Авторская литература.
Авторские волшебные сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народных волшебных сказок.
Жанр рассказа.
Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе.
Поэзия.
Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, контраст.
Раздел «Формирование библиографической культуры»
Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из библиотек при работе на уроках. Работа с Толковым словарем.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Чтение художественного произведения по ролям и по цепочке.
Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту.
Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для 2 класса, включающими учебники: