Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
*Пожалуйста, заполните все поля, они обязательны.








Государственная политика в области образования

 

1. Приоритеты  государственной политики в области образования.

2. Стратегические цели согласно Национальной доктрины образования.

3. Главные цели ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Основные особенности изложеные в новом законе «Об образовании в Российской Федерации».

 

 

 

  1. 1.      Приоритеты государственной политики в области образования:

*         бесплатность полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;

*         равный доступ всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;

*         получение образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

*         модернизация школы, которая предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

*         воспитание как первостепенный приоритет в образовании

 

  1. 2.      К стратегическим целям в доктрине отнесены:

*           создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

*           укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;

*            кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

*            утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

*           исключительно важное значение имеет определение в доктрине соответствующих названным целям главных задач, стоящих перед системой российского образования. В круг этих задач входят обязанности системы образования обеспечить:

*            историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

*            воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

*           формирование культуры мира и межличностных отношений;

*           разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей,

*           формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

*           формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

*           формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

*           организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

*           непрерывность образования в течение всей жизни человека;

*           многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;

*            преемственность уровней и ступеней образования;

*           создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;

*            академическую мобильность обучающихся;

*           развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

*           подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

*           воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

*           противодействие негативным социальным процессам;

*           экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

 

  1. 3.      Главные цели Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

− создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики;

− расширение образовательных возможностей граждан;

− комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционального более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;

− обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.

 

  1. 4.      Основные особенности Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

1. Новый Закон в большей мере регулирует содержание образования, в том числе устанавливает требования к образовательным программам и стандартам, и более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса.

2. Закон вносит изменения в юридическую терминологию российского права. Он вводит четкие определения терминов и понятий «образование», «воспитание», «обучение», «уровень образования», «квалификация», «учебный план», «практика» др.

3. Закон меняет термин «образовательное учреждение» на термин «образовательная организация».

4. В соответствии с новым Законом образование в РФ подразделяется на:

− общее образование;

− профессиональное образование;

− дополнительное образование;

− профессиональное обучение.

5. Отдельные главы Закона посвящены регламентации правового положения обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников.

6. Впервые на законодательном уровне закреплены особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности (ст.5, 75, 77, 83 Закона), иностранным гражданам и лицам без гражданства и лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке (ст.36, 55, 70, 78, 105 и др.).

Особое внимание уделено условиям обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья(ст. 5, 11, 43, 48, 55, 59, 60, 79, 99, 108).

7. В Законе об образовании закреплены   современные требования к образованию, связанные с внедрением в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения.

Впервые на законодательном уровне выделены отдельные нормы, посвященные:

− модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц (ст.13);

− сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях (ст. 16, 34, 98);

− использованию дистанционных технологий в образовательном процессе

 

8. Введены нормы, предусматривающие возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности частных (негосударственных) образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные и профессиональные образовательные программы (ст. 8,99,108).

9. В Законе об образовании уточнены термины о формах получения образования и форм обучения. С учетом международной практики, различающей понятие формального, неформального, информального образования, это образование может быть получено как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций (в форме семейного образования и самообразования − ст.17).

10. ФЗ ввел новое понятие: «организация, осуществляющая образовательную деятельность». К этой категории относятся не только образовательные организации (некоммерческие, осуществляющие лицензированную образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности), но и организации, осуществляющие обучение, то есть юридические лица, лицензированная образовательная деятельность которых не является

11. Одной из новаций ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является упорядочение типологии образовательных организаций: снято избыточное дробление на типы и виды, создававшие трудности при лицензировании и аккредитации.

12. Закон об образовании четко разделил полномочия органов власти в сфере образования (ст.108).

13. Глава 13 Закона об образовании посвящена экономической деятельности и финансовому обеспечению в сфере образования. Предусматривается, что нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себе затраты на оплату труда педагогических работников с учетом соотношения преподавательской и другой работы, а также с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников.

14. Закон об образовании более полно раскрывает правовой статус руководителя образовательной организации (ст. 51). Изменения коснулись порядка назначения или избрания по руководящую должность.