Технология подготовки и проведения классного часа
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час.
Технологические аспекты организации классного часа:
— составление педагогом совместно с обучающимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;
— уточнение темы классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;
— выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов;
— индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;
— составление совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;
— проведение классного часа;
— анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
Классный час может проводиться в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа (час классного руководителя), это может быть экскурсия или тематическая лекция. Время распределяется и планируется классным руководителем и обучающимися. Но также следует учитывать, что возможно экстренное классное собрание или замена одной формы проведения классного часа другой по тем или иным причинам.
Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, помнить об их нравственных представлениях, интересах и т.д.
Организация классного часа
1. Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации к ее оценке, от общих оценок к развернутым суждениям.
2. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала обучающимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересные по содержанию факты или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
3. В процессе обсуждения поставленных вопросов классный руководитель должен быть очень внимателен к выступлениям обучающихся, вносить нужные коррективы, ставить дополнительные наводящие вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размышлять вместе с детьми и помочь им найти правильное решение нравственной проблемы.
Классный час или лучше его назвать «час общения» играет большую роль в жизни обучающихся, если он задуман интересно и удачно проведен.
Требования к классному часу:
а) Стабильность, для каждого часа день и время определено. Не рекомендуется классный час проводить в субботу, лучше в первой половине недели.
б) Классный руководитель должен иметь план проведения классного часа:
тематика классного часа, дата, цель воспитательная, последовательность проведения, наглядность, заключительное слово учителя, выводы по классному часу, удалось ли реализовать воспитательные цели.
Формы классных часов.
Разговорные: диспуты, обсуждения, беседы, лекции, конференции, устный журнал.
Зрелищно-разговорные: экскурсии.
Праздничные - к знаменательным датам. Можно соединять параллели, вечера, дискотеки (объединенные классные часы). Игровые классные часы.
Схема анализа классного часа.
Дата посещения, цепь посещения, тема классного часа, форма проведения классного часа и цель поставленная учителем.
- Как решались воспитательные задачи в ходе классного часа:
а) организация работы с учащимися - индивидуальная, групповая или фронтальная работа;
б) активность и инициативность ребят;
в) распределение поручений при подготовке к классному часу;
г) взаимоотношения учитель - ученики (тон, манера обращения);
д) дисциплина;
е) внешность учащихся, помещение;
ж) продолжительность классного часа (от 30 до 45 мин., экскурсия - 1 час 20 мин.);
з) направленность классного часа (каждое мероприятие - должно соответствовать задачам школы на данный период);
и) связь с жизнью, наглядность.
- Результат классного часа. Что дало?
- Оценка качества проведения.
- Выдвижение новых задач для дальнейшей работы.
- Воспитание нравственных чувств.
- Выводы и предложения заместителя директора по воспитательной работе.