Управление образовательным учреждением как воспитательной системой
Для реализации концепции воспитательной системы «Кристалл» возникла необходимость перестройки традиционной системы управления воспитательным процессом. Наша структура позволяет включить в процесс управления представителей всех школьных социальных групп (сообществ), и строиться с учётом «развивающей» стратегии взаимодействия. В основе этого взаимодействия – диалог структурных компонентов, вступающих в этом случае в равноправные отношения друг с другом.
Работу по содержанию системы воспитания школа ведёт по 4 направлениям:
Работа с учащимися.
Выделяем следующие направления:
Организационные проблемы жизнедеятельности учащихся решает Старший актив школы «САШко». Его основные задачи, организация и содержание работы, права и обязанности прописаны в Положении о Совете учащихся школы. На совете учащимися рассматриваются и обсуждаются вопросы учёбы, творческих дел, санитарного состояния школы, отношений с учителями, межвозрастное взаимодействие и т. д.
Старший актив школы «САШко» – это одна из форм сообщества, состав которого ежегодно меняется.
Как показала практика, целесообразно создавать временные группы для решения возникающих проблем или проведения КТД.
Всевозможные акции, дела, проводимые организациями, позволяют воплотить в жизнь желания и стремления ребят.
Работа с родителями.
Выделяем следующие направления:
Взаимодействие с родителями в нашей школе носит характер встречного движения. Мы стараемся избегать конфликтных ситуаций. А при возникновении рассматривать с пониманием и тактом по отношению ко всем сторонам.
Администрация школы и классные руководители устраивают для родителей встречи с психологами, врачами, работниками ВУЗов, представителями администрации города и района, инспекции по делам несовершеннолетних. А уже о контактах родителей и учителей, классных руководителей по поводу конкретных проблем, о «неформальных» консультациях, консилиумах, беседах и говорить не приходится – это давняя, устоявшаяся традиция.
Большую помощь в воспитании оказывают достаточно сильные и органично вовлечённые в педагогический процесс школы, родительские комитеты. Следует отметить, что педагоги не всегда могут принести в каждую семью желаемые гуманные отношения и не в состоянии полностью устранить негативные влияния семьи на ребёнка. Поэтому влияние на родителей осуществляется главным образом путём максимального вовлечения их в жизнь школы. Родители – участники походов, экскурсий, праздников и т. д.
Главная наша задача - сделать каждую семью настоящим содружеством любящих людей.
Работа с внешкольными организациями.
Воспитательная система школы – это открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения её задач.
Внешние связи нашей школы достаточно широки и разнообразны. В первую очередь школа сотрудничает с теми учреждениями, которые могут быть полезны ей в повышении уровня образования и воспитания детей.
Эффективность воспитательной системы школы зависит, по крайней мере, от четырёх факторов:
- педагогические кадры, являющиеся генератором и организатором воспитательных идей школы;
- сами дети, являющиеся субъектом системы воспитания;
- родители, действующие либо в унисон со школой и выступающие в качестве одного из субъектов школьного воспитания, либо затрудняющие усилия учителя;
- окружающая школу среда, которая может быть как позитивной в воспитательном отношении, так и негативной.
В первую очередь – это сама школа, её воспитательная система, сложившиеся в ней традиции, свойственный ей психологический климат.